Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

PDM система. Что это и с чем это едят

Для того, чтобы ответить на вопрос из заголовка, нужно понять, какой вообще путь проходит документация на предприятии или производстве, откуда она берется и куда уходит.

Обычно после того, как разработчик (в нашем случае конструктор) заканчивает разработку документации, он начинает заниматься тем, что согласовывает ее с несколькими отделами на предприятии. На обычном предприятии а-ля «классическое конструкторское бюро в СССР» это все проходило в бумажном виде – пачка бумаги, расчерченная на кульмане (возможно, две пачки, если еще и копии делались), бралась в руки и неслась на нижний или верхний этаж, а иногда и в соседнее здание, где передавалась в руки проверяющего из соседнего отдела. В особых случаях относили это дело специально обученные люди, но обычно бегал сам конструктор.

Что такое PDM система

Ребята из проверяющего отдела не спеша надевали на нос очки, брали в руки карандаш и начинали вдумчиво (ну или нет, смотря что за человек) проверять ваши чертежи. Спустя день вся пачка возвращалась разработчику с пометками от проверяющего, и тот начинал спешно вносить в документацию правки, убирая ошибки, опечатки и неточности. Потом все повторялось. И так со всеми пятью проверяющими отделами (минимум).

После того, как документация была согласована и утверждена (на каждом чертеже стояла подпись утверждающего самого главного начальника КБ), она отправлялась в архив. Это такое здание или помещение, где на огромных стеллажах, пронумерованных по какой-то своей системе, ведомой только архивариусу, стояли комплекты документации на все изделия, разработанные на предприятии.

Архивариус является конечной точкой всего маршрута. Она берет весь талмуд с кучей подписей и снова его проверяет. Но уже не на всякие там соответствия ЕСКД или ГОСТам, а на логичность входимостей и применяемости. Ну, проще говоря, чтобы в комплект КД были включены все входящие в состав изделия детали и сборочные единицы, включая текстовые документы, которые указаны в спецификациях. Ну и на соответствие ЕСКД она тоже проверяет – чтобы на титульных листах были рамочки, все было заполнено и так далее и тому подобное.

У меня с нашей милой тетенькой архивариусом был интересный случай. Я ей принес огромную пачку документации по проекту, во главе с этикетками на конечное изделие и прочими пояснительными записками, согласованными с головными заказчиками – то есть на титульных листах стояли подписи головного начальства из других городов. А на этикетке не было рамочки, хотя положено. Пришлось под милую беседу с тетенькой активно трясти стариной и чертить рамочку от руки, периодически стирая кривые линии… В общем, по итогу получилась знатно потертая бумажка, но она была принята, а это главное!

После того, как все согласовано, проверено и занесено в специальную базу данных (в случае бумажного архива это огромная тетрадь, куда тщательно переписываются номера всех листов комплекта), архивариус уносит документацию на полку одного из стеллажей, и с этого момента эта документация считается сданной в архив.

Какие ограничения это накладывает? Тут есть две стороны – удобная и не очень. Удобная – в любой момент по запросу из КБ можно заказать печать всего комплекта, и в специальном отделе (БТД – бюро технической документации) его откопируют, красиво переплетут в переплет и выдадут. Неудобная сторона – при необходимости внести изменения нужно оформлять извещение об изменении (ИИ), корректировать КД и снова гнать это ИИ вместе с измененной документацией по всему маршруту согласования, включая конечное согласование с архивариусом.

Для чего это существует? Все просто. При таком раскладе учтены все изменения в документации, и при изготовлении изделия не получится ситуации, что на производстве старая версия, а у тебя в столе лежит новая. Или наоборот. Плюс потеряться тоже ничего не может, ибо все версии хранятся в архиве. Например, у нас в НТЦ в НИИ при разработке своей внутренней КД никогда не заморачивались с архивом – как результат, иногда было довольно трудно найти нужный тебе чертеж, т.к. он был либо потерян, либо по рукам ходила его новая версия, наспех напечатанная, а старой было уже не найти.

Сейчас на дворе уже 21й век. Уровень компьютеризации постоянно растет, что не может не сказаться и на системе хранения данных, тем более, что в наш век первоисточником любого документа является его электронная версия, а не бумажная. Как следствие – появились системы хранения и управления документацией и данными в целом – PDM, что расшифровывается как Program Data Management.

PDM система – это программный комплекс, предназначенный для организации хранения данных об изделии, управления этими данными и их упорядочивании.

Работает все примерно так же, как и в обычном архиве на предприятии, с той лишь разницей, что происходит все на программном уровне, и выходить из-за своего рабочего места нет необходимости. Каждому работнику выдается учетная запись от PDM системы, где ему присваивается определенная роль. После разработки документация отправляется по заранее составленному маршруту согласования, где по очереди проходит всех, кто ее должен проверить. В процессе проверяющий может вернуть ее обратно разработчику, чтобы тот исправил ошибки, или подписать ее и отправить дальше. Да, подписи так же виртуальные, на бумаге подписей нет.

По результату проверок и согласований электронная копия документов падает в архив утвержденной документации, откуда ее изменить можно уже только при помощи извещения об изменении, которое оформляется так же в электронном виде, проходит тот же маршрут и точно так же регистрируется в архив, где по итогу сохраняются обе копии документа, но активной делается только последняя утвержденная.

PDM система

Еще одной особенностью PDM системы является легкая и понятная визуализация входимостей документации друг в друга, заимствований и вообще построения всего дерева состава изделия. Если в бумажной версии понять что во что входит и в каких количествах можно только спросив разработчика или просмотрев весь комплект КД, то в PDM системе можно нажать одну кнопку и увидеть весь состав изделия, развернутый вплоть до покупных изделий и болтов.

Это накладывает некоторые ограничения и трудности в оформлении КД, так как требуется учитывать все особенности изделия и вносить в спецификации все составные части в нужных количествах (чем иногда, например, можно побрезговать при работе с бумажной КД, списывая все на то, что на производстве и сами решат, каким болтом закрепить эту деталь), но и дает дополнительные удобства отделу закупок: из PDM системы можно выгрузить все изделия в систему ERP и организовать закупки так, чтоб всего точно хватило и все было учтено. К слову, при нормально настроенной САПР системе, разработка и выгрузка документации в PDM систему не составляет особого труда, требуя только немного кропотливости при разработке трехмерной модели изделия.

Как человек, поработавший с обоими вариантами хранения документации на предприятии, могу с уверенностью сказать, что наличие на предприятии грамотно настроенной системы PDM дает очень много классных мелочей, не говоря уже о полном доступе ко всей документации, когда-либо разработанной на предприятии, всего лишь при помощи пары щелчков мышью. Работа становится проще и быстрее, и со временем просто забываешь о том, что когда-то нужно было бегать между корпусами предприятия, печатая на принтере тонны бумаги и надеясь, что вот сейчас-то уже нормоконтроль или технолог наконец подпишут твои чертежи, ведь ты вроде бы уже все там вылизал и учел их предыдущие замечания…

Станьте первым комментатором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *